О ЗАРОЖДЕНИИ НОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ


An international initiative by a group of musicians and therapists, end sixties- beginning seventies to develop a music therapy based on the work of Annie von Lange: her publication "Mensch, Musik und Kosmos", making use of a meditative deepening of sound experience in combination with Steiners vision of man as described in his "Geheimwissenschaft im Umriss" (Occult science) and other works on cosmology. Also based on therapeutic work with handicapped children in the Camp Hill homes. See also 23-06-2019 for a German version and 29-06-2019 for a Dutch version. Description of the work by a group of musicians, doctors, eurythmist.

Translation into russian language by Elena Gorlova, musictherapist 

О ЗАРОЖДЕНИИ НОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ

Херма Рискамп

Вопрос "Можете ли вы придумать что-нибудь для внутренних движений жизненных процессов?" был задан доктору Герману Пфрогнеру (1911-1988), профессору музыковедения и знатоку современной двенадцатитоновой музыки. Автором вопроса был доктор Карл Кёниг (1902- 1966), вдохновенный врач и основатель движения Кэмп-Хилл в Шотландии, проявлявший особый интерес к эмбриологии. 

Доктор Пфрогнер уже в 1950 году познакомился с концертирующей пианисткой и музыкальным педагогом Анни фон Ланге (1887-1959). В то время в Нюрнберге вокруг Анни фон Ланге сложился круг музыкантов, в который входили композитор Фриц Бюхтгер (1903-1978) и певица Мария Фюрманн (1886-1969). Вместе с фон Ланге они работали над взаимоотношениями между антропософией и музыкой. В противоположность тенденциям развития абстрактной и пространственной современной двенадцатитоновой музыки, в которой отдельные тоны рассматриваются без собственной качественной ценности, Анни фон Ланге работала над звуковым опытом "одного тона", над 7 "единичными" базовыми тонами в связи с 7 планетами. В течение трех лет она изучала все упоминания Штайнера о музыке в архиве Дорнаха. Вместе с преподавателем пения Марией Фюрманн она пропагандировала гётеанистический подход к музыкальной жизни, уделяя особое внимание развитию умения слышать различия в качествах тонов. (Фон Ланге, 1956. Фюрманн, 1959)

 Гётеанистический подход позволяет понять, что играет роль не только воспринимаемый мир, который приходит к нам через органы чувств. В то же время в процессе восприятия происходит бессознательная внутренняя активность, которая в конечном итоге придает форму этим сенсорным впечатлениям. Эти два элемента восприятия дополняют друг друга и поддерживают баланс. Это относится ко всем сенсорным восприятиям, включая мышление, которое постигает и понимает так называемую внешнюю реальность изнутри. Гете писал в "Размышлении о звукопроводимости уха: стимулируется все тело". В его книге "Betrachtung aus der Farbenlehre: Die Sinne werden zu einer Art Opposition bewegt. Учение о звуке Гете в 1810 году оставалось лишь предпосылкой к работе, которая не была опубликована. Он стремился к качеству в опыте слушания. (Гете И.В. 1810) 

Доктор Пфрогнер заинтересовался новыми путями в антропософии и в 1968 году стал членом Антропософского общества. В предисловии к своей книге "Lebendige Tonwelt" ("Живой звуковой мир") он поблагодарил, средипрочих, Рудольфа Штайнера, без чьей "концепции человека, основанной на древнейших традициях мудрости человечества, и совершенно независимо продолженной в настоящем", его книга не могла бы быть написана. (Pfrogner, H. 1976, 2010). 

Анни фон Ланге разработала греческие планетарные шкалы. Это не были греческие шкалы Аулоса, открытые Шлезингер, которые Рудольф Штайнер при жизни побуждал ее исследовать более глубоко. Шкалы фон Ланге были скорее основаны на старинных церковных музыкальных ладах с греческими названиями (такими как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, эолийский, миксолидийский, локрийский). Она разработала эти шкалы на центральных планетарных тонах в их собственных интервальных последовательностях, которые не были основаны на интервалике мажора/минора. Как, вероятно, принято в классической музыке со всеми переходами в квинтовом круге, каждое из которых отражает мажорную (или минорную) гамму. В классической музыке "Хорошо темперированного клавира" это достигается за счет увеличения числа диезов и бемолей, чтобы всегда сохранять одну и ту же интервальную последовательность мажорного или минорного лада. 

Поскольку принцип альтерации в старинных ладах был исключен, для каждой ноты шкалы C, которая может стать новой тоникой, получаются совершенно разные интервальные последовательности, и шкала, таким образом, приобретает свой собственный характер. (Каждый можетпрослушать результат этого, сыграв на фортепиано звукоряды без использования черных клавиш). В отражении (нисходящем движении), в зеркальной шкале черные клавиши, как правило, используются для получения тех же интервалов, что и при движении вверх. Таким образом, основной тон становится центральным тоном, планетарным тоном, без земной основы в качестве отправной точки. Вокруг этого центра могут возникать ряды интервалов вверх и вниз - в зеркальном отображении. Слух уже не имеет твердой почвы, но существуют космические звуковые опоры со своими собственными тембрами. Зеркальное отражение звуковой последовательности придает иной слуховой опыт, чем знакомые интервалы восходящей гаммы C, отличный от того способа восприятия музыки, который связан с нашей физической конституцией скелета, как это происходит в курсе тон-эвритмии. (Штайнер, 1927). 

Эта группа слушала, медитативно и внимательно погружалась в звуковые качества и называла это "изучением феноменов". Анни фон Лангеговорит об отношении к слушанию, при котором человек освобождается от личных дел и открывается переживанию звука, возникающему при внимательном сосредоточении на слушании. Во вслушивании в качества тонов и интервалов играют роль явления внутреннего движения всего тела, описанные Гете. 

После смерти Анни фон Ланге в 1959 году работа по изучению музыкальных феноменов продолжилась, сначала в Нюрнберге, затем в Нидерландах, во время ежегодных музыкальных конференций "Антропософия и музыка" в Ланд-ан-Бош: 1962-1967 гг. 

В 1961 году, на первой встрече в Планзее в Германии, возникло терапевтическое направление. Эвритмистка Сибранда Антония Реескамп (1909-1984) предложила каждому записать на листе бумаги, что означает этот музыкальный процесс. Единогласно было решено, что это и есть "исцеление", поэтому с этого момента вопрос, поставленный доктором Кёнигом, стал разрабатываться в тесном сотрудничестве с терапевтами из движения Кэмп-Хилл. В частности, с голландским "Huize Christophorus", где семья Бей ван дер Сток работала в качестве педагогов и терапевтов. Вероника Бей (1922-2013) стала важным связующим звеном с нынешним обучением в Швейцарии. Помимо ежегодных конференций в Ланд-ан-Боше, с самого начала проводились также конференции в Шотландии с доктором Кёнигом и в Ирландии с доктором Энгелем (1921-1973). Позже в Швейцарии и Германии, всегда в лечебно-педагогических общинах движения Кэмп-Хилл.

Были разработаны новые способы, которые были целебными для детей-инвалидов. Изначально люди работали для этой специальной целевой группы детей, которые родились с врожденными нарушениями развития или получили повреждения во время беременности или/и рождения. В конечном итоге, хорошая музыкальная терапия может положительно повлиять на многие другие заболевания и расстройства. 

Доктор Пфрогнер начал тесное сотрудничество с эвритмисткой Реескамп, благодаря которому его вдохновение было оживлено, поскольку она смогла показать эвритмические звуковые жесты к звучанию тонов и интервалов, которые он изучал. Они несколько раз интенсивно работали вместе, чтобы найти внутренние движения, которые они исследовали в эфирном теле, и выразить их в музыкальных движениях. Это было сделано во время рабочих недель в Мюнхене, результаты позже были показаны врачам и терапевтам во время консилиумов (встречи с детьми в присутствии врачей, терапевтов и воспитателей), в отдельных учебных собраниях. В течение нескольких лет участники встречались в рабочие и учебные недели, всегда в том же самом доме, где жили принимающий врач и иностранные гости. Голландская группа из дома Христофора в течение года даже еженедельно встречалась с эвритмистом, чтобы проработать, попрактиковаться и углубиться в учебный материал. Это была уникальная инициатива, осуществляемая группой увлеченных людей, большинство из которых посвятили ей свое время и деньги. Здесь не было конкретных указаний Рудольфа Штайнера о том, как должна разрабатываться и применяться музыкальная терапия. Они разработали этапы медитативного углубления в суть тонов, интервалов и гамм, соединили этот опыт с уже имеющимися лекциями Штайнера о происхождении человека и космоса и разработали на основе этого практику терапевтической работы с детьмиинвалидами. Основой послужила книга Анни фон Ланге. Записи, сделанные во время встреч в клинике, показывали улучшение состояния детей, часто удавалось снизить прием лекарств благодаря музыкальной терапии. 


РАЗРАБОТКА МЕТОДА 

Доктор Пфрогнер искал свой путь из тон-эвритмической медитации ТАО: нисходящий ряд в шкале С, от септимы (тона Н/В) и сексты (тон А), приходит с дальней периферии космоса нисходящий эволюционный процесс воплощения человека. Сначала в мир внутренних ощущений в терции (тон Е), переживание собственного внутреннего пространства индивидуума, затем в секунде (тон D) в эфирном теле до границы с физическим телом. Это является эволюционным процессом: погружение во внутренний опыт и зародыш в эфирно-физической конфигурации тела. Внутреннее движение души - терция, а прорастание в виде живого "семени" в материи - секунда (Н-A-E-D). (Штайнер, 1927) 

Эта отправная точка похожа на принцип "bindu" (точка, зародыш, семя, капля) в центре чакр в восточной мудрости, когда жизненная энергия оплодотворяет на разных уровнях и формирует материю. Согласно ведической мифологии, чакра означает колесо, диск, выброшенный высшими существами и богами из пространства мира в процессе созиданияземли и человека: эфирные силы сосредоточены в тонком теле; человек искал эти источники и зародыши "внутреннего движения". Медитация ТАО стала моделью для разработки других эффективных нисходящих интервальных рядов. В этом процессе зеркальные планетарные шкалы фрау фон Ланге, которые вели к внутренней медитации, стали специфическим ключом для проникновения во внутренние движения эфирного тела. Из глубины развития в земном теле доктор Пфрогнер нашел искомое ТАО , которое вновь поднялось в космос. Следующим шагом была ряд нисходящих тонов (по ступеням интервалов) доминантсептаккорда в тональности С, который доктор Пфрогнер связал со ступенями "зародыш (септима), расцвет (квинта), созревание (терция), плод (прима)": музыкальный перевод органообразующих сил в материю тела с примой-тоникой. Эта нисходящая серия была основана на интервалах шкалы С. Затем этот принцип может быть связан с другим планетарным тоном, соответствующим системе внутренних органов тела (Солнце - сердце (элемент пространства, A), Луна - репродуктивные органы (сущность жизни, B/H), Меркурий - легкие (элемент воздуха, D), Юпитер - печень (элемент огня, E), Марс – кровообращение, 

Венера - почки (элементы воды, F и G) и Сатурн - селезенка (элемент земли, G). Эта связь между тонами и планетами дана Штайнером в его "Оккультной физиологии" (Дорнах, 1957). См. также Pfrogner: "Die Sieben Leensprocesse" (1978). 

Всегда представлен септимовый аккорд по образцу гаммы С, основанный на планетарном тоне, отличном от С. Существует также другое распределение тонов и интервалов в соответствии с гласными, планетами и органами. Таким образом, это соответствие между тоном и органом не является полностью фиксированным, связь интервальной серии и терапевтического намерения всегда является решающей. Так же, как и в эвритмической терапии, последовательность звуков для воздействия на процесс болезни является творческим средством для исцеления, включая влияние элементов в эфирном плане. В дополнение к этим нисходящим сериям тонов, планетарные

В дополнение к этим нисходящим сериям тонов, планетарные шкалы, которые не соответствуют модели С-шкалы, были использованы для воздействия на эфирное силовое поле вокруг систем органов. Эти серии терапевтических интервалов были включены в цикл года, где четыре 8 Архангела работают наиболее активно в человеческой организации в определенный сезон: Гавриил в метаболизме и потреблении пищи, что дает основу для работы Рафаила в ритмической системе дыхания и кровообращения, дыхание и кровообращение, в свою очередь, несут дух, на который оказывает влияние Уриил. Наконец, вся эта сублимация питания в ясное мышление является ясной духовной сущностью, которая может привести к энергии Михаила в наших действиях. (Р. Штайнер, 1912). Септима была связана с Уриилом, квинта - с Рафаилом, терция - с Гавриилом, а прима (тоника) - с Михаилом. 

Ближе к концу этого творческого периода в шестидесятых годах также доктором Пфрогнером были разработаны архангельские мотивы. Эти мотивы развивались из терцовых секвенций, исходящих из доминантсептаккордов. Они отражают работу этих высших существ в нас, которые в своем взаимном сотрудничестве поддерживают наше здоровье в равновесии. Эти мотивы исполнялись на ежегодных праздниках в домах и хореографически сопровождались эвритмией, а также использовались в индивидуальной музыкальной терапии. Вся община - сотрудники и дети - принимала участие в праздновании ежегодных фестивалей под звуки этой космической планетарной музыки. Композиции в планетарных шкалах и хореографии для эвритмии были созданы эвритмисткой г-жой Реескамп и использовались на праздниках в доме Христофора. В процессе работы она сочиняла для различных инструментов.

Аналогичный вклад в создание композиций в планетарных шкалах для сообщества позднее внесла в Ирландии пианистка Мария Слотенмакер (1898-1990), которая переехала из Кристофора в Ирландию. 

Доктор Энгель, доктор Пфрогнер и эвритмистка г-жа Реескамп работали над связью музыкальных мелодий, планет, зодиака и квинтового круга. Доктор Энгель разрабатывал материал о связи ТАО с эфирными типами: развитие четырех важнейших органов (сердце, легкие, печень и почки), было связано с четырьмя архетипическими зодиакальными знаками Лев, Телец, Скорпион и Водолей. В 1967/68 году творческий период был завершен, тема получила дальнейшее развитие благодаря знаниям, имеющимся в антропософии о связи нашего тела с планетами и зодиаком. Герман Пфрогнер (1978) намеревался написать книгу об эфирных архетипах жизненных движений с исследованиями феноменов, рисунками и заметками, чтобы хорошо задокументировать то, что было разработано в предыдущие годы в исследованиях эвритмически-музыкальных феноменов.

Уже в первые годы существования антропософии появились первые импульсы к использованию музыки в терапии в клинике Иты Вегман, клинике Лукаса и в Визнеке. Планетарные шкалы проигрывались в соответствующие дни недели, что оказывало положительное влияние на пациентов. В Виснеке они экспериментировали с культурными эпохами, чтобы вернуть духовно отстающее развитие в нормальное русло. Поначалу не везде в домах Кэмп-Хилла такое использование музыки было с готовностью принято терапевтами и музыкантами. Возникало сопротивление, потому что теперь нужно было думать и понимать, в то время как человек привык к другому виду музыкального опыта, полусознательному наслаждению и переживанию того, что передает нам музыка. Наше сознание связано с физической структурой скелета как основой интервалов (Steiner, 1927), в то время как эти планетарные шкалы обращаются к космически ориентированному и более текучему эфирному миру, в который встроено наше физическое тело. Для этого необходимо другое отношение, которое фон Ланге предлагала при прослушивании тонов и интервалов: сначала освободиться от личного, от привычек в восприятии музыки. Этот подход постепенно становился понятным на конференциях и в ходе дополнительного обучения. Благодаря работе фон Ланге, ряды звуков, последовательности интервалов вокруг центрального тона вверх и вниз, также зеркально отраженные и наоборот, теперь начали использоваться в терапии. Музыка в терапии заставляла звучать терапевта, сидящего или стоящего позади ребенка, так что она теперь переживалась через слуховое пространство. Вменьшей степени образ терапевта должен присутствовать в комнате перед ним. Чтобы получить представление об эффекте этого "внутреннего движения" при прослушивании музыки, лучше всего прочитать тексты Рудольфа Штайнера: 

“Процесс вдыхания воздуха по-прежнему воспринимается душой как ментально-духовный процесс, как картинно-образный. Он проявляется в виде восходящих и нисходящих звуковых образов, которые придают форму делящемуся зародышу. Душа чувствует себя повсюду окруженной звуками, и она чувствует, как она формирует тело в соответствии с этими тоновыми силами. Таким образом, человеческие формы формируются на уровне того времени, которое невозможно наблюдать в каком-либо внешнем для нынешнего сознания мире"..... 

цитата Рудольфа Штайнера: из книги "Развитие Земли" в "Тайной науке", глава "Развитие мира и человека". (Рудольф Штайнер, "Тайная наука в общих чертах", 1955).

"...И таким образом человек имел некое представление, хотя и приглушенное, об игре мировых гармоний в своем физическом теле и той части эфирного тела, которая оставалась связанной с физическим телом..." 

"Благодаря действию солнечных существ новорожденное тело снова развивалось в своем совершенстве, и процесс, описанный выше, повторялся. И человек почувствовал это обновление, как будто надел новое платье. Суть его существа не прошла через фактическое рождение или смерть; он лишь перешел от духовного тона сознания, в котором он был посвящен внешнему миру, к тому, в котором он был более обращен к внутреннему...". 

Цитата Рудольфа Штайнера: “От фазы Луны к развитию эфирного тела”, в "Тайной науке в общих чертах". 

(Лишь небольшая подборка из его впечатляющих текстов, в которых в разных местах описывается влияние звука, тонов и слушания).

 Здесь можно отметить, что эта группа людей понимала Тайную Науку и другие тексты Штайнера о действии Иерархий не как архаичную историю сотворения мира, имевшую место где-то в далеком прошлом, а как процесс, происходящий в настоящем, который породил каждое человеческое воплощение в дородовой фазе и поддерживал, питал и обновлял его на протяжении всей жизни. Более того, творческие силы и звуки, поддерживающие жизнь внутри нас, могут быть призваны помочь исцелить проблемы, возникшие при подготовке к воплощению (в эмбриональном развитии или возникшие в промежутке между смертью и новым рождением), а также при других болезненных процессах, возникающих в течение жизни. 

Эту историю развития нашего эфирного и физического тела, всех частей нашего бытия, в которых действовали высшие существа и которые являются частью нашего нынешнего проявления, можно увидеть только изнутри, как было сказано в первой цитате Штайнера: в интроспективном медитативном состоянии духа, в нашем сознании. В древних традициях проводится различие между различными состояниями сознания: с момента рождения начинается состояние жизни: 1) бодрствующее сознание, направленное на мир, 2) состояние сна и 3) состояние сновидения. Затем, в конце жизни, следующие фазы: 4) выход из тела с растворением элементов в процессе умирания, 5) промежуточный период, который начинается с того, что жизнь фактически угасает из физического тела (момент смерти) и 6) переход в фазу становления к новому рождению. 

А также: 7) особое состояние сознания в жизни медитативного погружения, при котором дух "бодрствует", но отстранен от чувств. Ум "видит" внутри себя то, что есть. Это состояние похоже на время между смертью и рождением заново, не скованное физическим. Своими мыслями можно перемещаться повсюду. В этом последнем состоянии сознания образы архаического характера приходят из глубинных слоев духа. Штайнер называет этот взгляд внутрь себя "чтением в Акаше". Важно помнить, что это чтение происходит не в мире Акаши, или, как его называл Карл Густав Юнг, коллективного бессознательного. Образы из этого слоя нашего сознания считываются не вне нас в Нечто Коллективное, а глубоко внутри каждого отдельного разума. Способ восприятия здесь уже не дуалистический - от человека к миру или от человека к Акаше во внешнем мире, а от человека, воспринимающего свое собственное происхождение в единении с самим собой. Этот опыт происходит в каждом индивидуальном уме, тренированном медитацией, хотя он уникален и индивидуален, он универсален по своей природе (каждый человек имеет возможность делать такие наблюдения). На самом деле, слово "становление-история" тоже не совсем подходит, потому что в этом состоянии ума нет двойственности и нет понятия времени. "Феномен", проявление или даже тайна ближе к качеству этих переживаний и образов. Тайна на гораздо более глубоком уровне, чем могут быть таинственными наши сны, и уж точно глубже с точки зрения наших чувственных впечатлений в бодрствующем сознании. 

Для этого исследователя перечитывать "Тайную науку" было странным опытом. Древнейшие традиции мудрости связывают эти феномены сознания с путем медитации. Как правило, однако, всегда в контексте умирания и промежуточного периода без физического тела. Именно в это время можно продолжать работу над тремя высшими телами, которые присутствуют в зародыше внутри нас, потому что препятствия физического мира отпали. Когда мы покидаем жизнь в физическом теле, появляются явления и сущности, которые в основном не видны при жизни, но, тем не менее, являются частью нашей жизни. Теперь мы переносимся в переживание себя, которое фокусируется на этих явлениях и больше не связано с физическим внешним миром. Сначала изображения как будто появляются перед нами в пространстве. Однако это пространство - пространство нашего " сознания". В этой фазе сознания медитирующий готовится к тому, чтобы распознать, что говорит об этом учение, и применить то, что практиковалось в жизни, чтобы не потерять сознание. А именно, признание: "Я сам есть то, что я вижу там". Таким образом, исчезает двойственная привычка думать, что мы смотрим на что-то "внешнее" в нашем восприятии. Образ таким образом возвращаясь внутрь, сознание может одновременно с этим движением повернуть направление, и также заглянуть внутрь, где просветленная фигура Самбхогакайи (Sambhogakaya) (жизненного духа) теперь предстает как Я. Человек видит Самбхогакайю в себе. 

Здесь, ради принципа феноменологического исследования, утверждается, что обычный способ слушания звука вне нас, также в размышлении, "разворачивается" во внутреннем направлении и также приводит к реализации просветленного речевого тела Самбхогакайи (Жизненного Духа). Эфирное тело включает в себя как музыку, так и звучание речи. Традиционно эта практика медитации называется "Махамудра"- великая печать. 

Конечно, существуют также наставления по медитации, которые ведут к преобразованию ума (дхармакайя). Их можно найти в других практиках, касающихся пространства и так называемой "пустоты". (Пустой от материи, бесплотный). Третья станция пробуждения в это время - это нисхождение в новое воплощение, где можно реализовать нирманакайю (духовного человека). Традиционно, последний шанс "увидеть" что-то из духовного человека). Традиционно, последний шанс "увидеть" что-то из духовного начала, осознать сублимированные духовные тела, если человек не осознал первые две ступени Дхармакайи (сразу после оставления тела при смерти), или Самбхогакайи в последующих видениях (и акустических звуковых переживаниях!) 

Если эти вещи не практикуются в жизни, человек теряет сознание, восстанавливая его только при следующем рождении. Вот что говорит традиционное учение о цикле нашей жизни. История становления в пренатальном периоде не объясняется во всех своих проявлениях, как это делает Рудольф Штайнер в своей "Тайной науке". Нисходящая фаза традиционно рассматривается как индивидуальная сущность человека, который снова обретет тело. Удивительно то, что Штайнер описывает некую общую историю создания мира, больше, чем процесс реинкарнации отдельного человека: сознание для всех фаз и стадий (называемых Сатурн, Солнце, Луна, стадия Земли) в процессе инкарнации развивается как история создания мира, мировой замысел; цель этого подхода, кажется, состоит в том, чтобы одухотворить жизнь в этой физической форме, так что работа ведется плодотворным образом во многих областях, связанных с терапией, здоровьем и образованием. Так сказать, для того, чтобы наилучшим образом обеспечить в этом земном существовании предрасположенность, существующую в нас для будущих фаз развития. Это также является целью древних эзотерических учений, таких как буддизм, которому тысячи лет, в котором человек запоминает эту историю мира в каждой мантре: "После очищения от трех ядов (неведения, привязанности и ненависти) пусть мы вскоре достигнем полного состояния будды Дхармакайи, Самбхогакайи и Нирманакайи, трех аспектов проявления будды: Кайя означает тело, а Будда - это цель развития, а не просто именование исторических личностей, ставших Буддой, например, последнего великого Будды Сакьямуни. Три "тела" - это трансформированное физическое тело, языковое (эфирное) тело и дух, переименованный Штайнером в: духовный человек, жизненный дух и духовное Я). 

Намерение не в том, чтобы убежать из мира, поскольку нет другого места, куда бы человек мог уйти. Цель - "освободить" всех существ из непросветленного состояния сознания. Есть даже клятва не успокаиваться, пока не будет "освобождено" последнее существо. Это освобождение также можно понимать как реализацию трех предустановленных будущих тел. Люди предвидят будущие фазы развития земли и человека. Это постоянно запоминается в мантрах. (своего рода краткая формула, краткое изложение истории мира и намерения, которое человек имеет в отношении медитации). 

В музыкальной терапии основное внимание уделяется взаимосвязи между периферийным пространством, в котором находятся звуки, через слушание перетекающие в эфирное тело, в котором звук разворачивается. Это переживается как событие, как явление. Человек отдается этому в слушании, духовно бодрствующем слушании, не переключаясь слишком сильно на образное сознание и мышление. В эвритмии уже существует ситуация более "просветленного тела". Согласно Штайнеру, в эвритмии человек движется в преобразованных телах жизнедуха и самодуха (Visser and Campaign 1993) Другими словами, Самбхогакайя и Дхармакайя, в том смысле, что здесь используется эфирное текучее языковое тело и фокус не на физическом теле. Это физическое тело поддерживается живым и здоровым благодаря силам Эфирного Образа. Кроме того, в эвритмии сознание сфокусировано на пространстве, при этом эфирный поток находится как вне тела, так и протекает через тело, а также движется внутри тела. То, что Герман Пфрогнер мог работать над своими идеями в тесном сотрудничестве с эвритмистом, вполне объяснимо. 

В Интернете на Amazon я однажды прочитала рецензию на англоязычную "Оккультную науку". Читатель воскликнул: "Это лучше, чем научная фантастика!" При воображении масштабных образов, видений, актуальным является вопрос о том, эффективны ли терапевтические прозрения, полученные на их основе. Является ли что-то доказуемым, гораздо менее важно, есть много того, что было открыто экспериментально или благодаря вдохновенным идеям, мечтам, даже случайно, а затем применено на практике. Единственный способ "проверить" это содержание - глубокая интроспективная медитация. Тысячи лет практики и "отчетности" привели к подобным открытиям и системам. Человеческое сознание не стало настолько другим на индивидуальном уровне. Именно философия или учение, объяснение и систематизация опыта принимают культурно обусловленную форму. Сам опыт универсален. Как писал Штайнер во вступлении к книге "Тайная наука", он обращался к древним учениям мудрости, чтобы сравнить свой собственный опыт и найти язык, на котором этот опыт можно было бы описать. Вначале он все еще использовал восточные имена, распространенные в теософии. Позже он разработал свои собственные имена. В результате происхождение этих понятий иногда выражалось очень оригинально, но иногда и терялось, и казалось, что создано нечто совершенно новое. Для углубленного исследования было бы неплохо узнать, какими источниками он пользовался. Из Теософской коллекции оригинальных работ или переводов тибетолога Германа Бекха (впоследствии священника христианской общины), которые, возможно, были переданы Ему? Подлинность собственного опыта Штайнера не подвергается сомнению. В конце концов, это две разные вещи: индивидуальный опыт и определение в языке и документе. 

Эта группа пионеров музыкальной терапии пошла по пути углубления, слушая звуки в сочетании с текстами Штайнера, чтобы прийти к эффективным и целительным средствам, дополняющему терапию. Проверка заключалась в том, какое влияние эта терапия оказывала на детей: несколько раз я читаал в отчетах, что использование музыкальной терапии было полезным и можно было сократить прием лекарств.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Я не назвала и не указала всех, кто принимал участие в этих первых изысканиях. Элизабет Лебре (преподаватель музыки) и Мария Шюппель (1923-2011), настоящий пионер, основавшая первый обучающий курс музыкальной терапии в Берлине в 1963 г. и руководившая им до 1993 г. Со многими из этих личностей, которых уже нет в живых, я познакомилась в молодые годы. Позже, будучи студенткой эвритмии, я прочувствовала все зеркальные шкалы, практиковала их и отрабатывала движения с эвритмистом. Композиции, записанные в планетарных шкалах, находятся в моем распоряжении, и я хотела бы сделать их доступными там, где они могут быть полезны для эвритмии или музыкальной терапии (если оцифровка пройдет успешно). После некоторых исследований я с радостью обнаружила продолжение этих инициатив в школе музыкальной терапии "Орфей", которая признана и находится под эгидой ATKA (Антропософская академия терапии и искусства). Этот тренинг, по-видимому, является продолжением тренинга музыкального терапевта Йоханны Шпалингер (р. 1926-2013). Я представила относительно неполный и лишь краткий отчет о музыкальных событиях, поскольку читатели, конечно, не все музыканты, а я сам не являюсь музыкальным терапевтом. Прошу простить любые неточности или неполноту в описании этой истории, не стесняйтесь обращаться ко мне! Если вы заинтересованы, я отсылаю вас к программе обучения в школе "Орфей", а также к литературе, которую я перечислила. 

В то время, более 50 лет назад, говорили, что будущее развитие сознания будет происходить через музыку, но для этого было еще слишком рано. Сегодня есть надежда, эти инициативы лучше понимаются, у людей больше потребности в интроспективных и медитативных способах переживания. Медитация и осознанность используются повсеместно, почти как панацея. Тем не менее, область музыки - это отдельная дисциплина, и медитация на звук как доступ к более глубокому пониманию встречается редко, особенно в этой теме. У великих композиторов, безусловно, можно найти эту глубокую связь с духовно важным в звуке. То, как эти пионеры музыкальной терапии прошли свой путь, показывает, что польза может быть ценной и целительной для многих.


БИБЛИОГРАФИЯ

Beilharz, Gerhard: Acht Jahrzehnte Musik in der anthroposophischen Heilpädagogik. In: Beilharz, G. (Hrsg.): Musik in Pädagogik und Therapie. Freies Geistesleben, Stuttgart 2004, ISBN 3-7725-2237-8, S. 79–90. Бейльхарц, Герхард: Восемь десятилетий музыки в антропософском лечебном образовании. В: Бейльхарц, Г. (ред.): Музыка в образовании и терапии. Freies Geistesleben, Stuttgart 2004, ISBN 3-7725-2237-8, pp. 79-90. 

Bock, Friedwart: Hans Heinrich Engel. In: Forschungsstelle Kulturimpuls. Abgerufen am 4. November 2017. 1993. 

Бок, Фридварт: Ганс Генрих Энгель. В: Forschungsstelle Kulturimpuls. Получено 4 ноября 2017 г. 1993. 

Engel, Hans-Heinrich: Musikalische Anthropologie, Verlag der medizinische Sektion am Goetheanum, Dornach, 1999. 

Fuhrmann, Maria: Die Praxis des Gesanges unter geisteswissenschaftlichem Gesichtspunkt, Verlag Die Kommenden, Freiburg i.B, 1959. 

Гете, И.В. О теории цвета, 1810 г. 

Von Lange, Annie: Anthroposophische Beiträge zur Musiklehre, (Verlag nicht ermittelbar), 1949 Фон Ланге, Анни: Антропософский вклад в учение о музыке, (издательство не установлено), 1949 г.

Von Lange, Annie: Фон Ланге, Анни: Mensch, Musik und Kosmos, Anregungen zu einem Goetheanisten Tonlehre, Novalis-Verlag, Freiburg i Breisgau, 1956.

Lindau, Simone, проверено и исправлено Maurer, Marlise: Entwicklung der anthroposophischen Musiktherapie in der Welt, неопубликованная рукопись в формате pdf (с некоторыми неточностями о развитии в Нидерландах). 

Dr. Pfrogner Hermann: Von Wesen und Wertung neuer Harmonik, Steeger, Bayreuth, 1949

Dr. Pfrogner Hermann: Die Zwölf Ordnung der Töne, Amalthea, Zurich, 1953. 

Доктор Пфрогнер Герман: Музыка. Geschichte ihrer Deutung, OrbisAkademiker Volume I / 4. Verlag Karl Alber, Freiburg / Munich 1954. 

Dr. Pfrogner Hermann: Der zerrissene Orpheus. Тональность - Атональность - Электроника, Verlag Karl Alber, Freiburg / München 1957. 

Доктор Пфрогнер Герман: Lebendig Tonwelt. Zum Phänomen Musik, Langen Müller, Munich and Vienna 1976 (репринтное издание, Weilheim / Teck 2010). 

Доктор Пфрогнер Герман: Семь жизненных процессов. Музыкальнотерапевтическое предложение, Die Kommenden, Freiburg 1978. 

Доктор Пфрогнер Герман: жизнь и работа. Попытка жизнеописания, Новалис, Шаффхаузен 1985. 

Доктор Пфрогнер Герман: Zeitwende der Musik. Rückblicke - Ausblicke, Langen Müller, Мюнхен и Вена 1986.

Доктор Пфрогнер Герман: Три аспекта жизни в музыке, Новалис, Шаффхаузен 1989. 

Руланд, Хайнер: Герман Пфрогнер. В книге: фон Плато, Бодо (ред.): Антропософия в 20 веке. Культурный импульс в биографических портретах. Verlag am Goetheanum, Dornach 2003, ISBN 3-7235-1199-6, pp. 597-598. 

Steiner, Rudolf: Secret Science in Outline, Leipzig 1910, 1913, 1920, Dornach 1925, 1930, 1937, 1938, 1946, Verlag Freies Geistesleben, Stuttgart 1948, 1955. 

Steiner, Rudolf: Eine Okkulte Physiologie, Rudolf Steiner verlag, Dornach, 1957. Штайнер, Рудольф, Сущность музыкального и звукового опыта в  человеке, Rudolf Steiner Verlag Dornach, 1989.

Штайнер, Рудольф: Человек в свете оккультизма, теософии и философии, Христиания 2/12, Лекции 1912, Rudolf Steiner Verlag, Дорнах, 1993. 

Штайнер, Рудольф: Космическая и человеческая история, том 1, Rudolf Steiner Nachlassverwaltung, Dornach 1916. 

Штайнер, Рудольф: Эвритмия как видимое пение, Философскоантропософское издательство при Гетеануме, Дорнах, 1927. 

Visser, Carolien and Campagne, Hans: Anders zijn, Sociaaltherapie in Dienst van de Samenleving, Christofoor, Zeist, 1993

Reacties

Populaire posts van deze blog

EURYTHMY, THE OCCULT ORIGINS

REFLECTIONS ABOUT CONSCIOUSNESS

DE OCCULTE ACHTERGRONDEN VAN DE EURITMIE